Более двухсот лет владельцы и фрахтователи судов прибегают к страхованию ответственности судовладельца, находя его полезным для сохранения собственной платежеспособности.
Это особый вид страхования, разработанный для собственников, операторов и менеджеров судов с целью защиты их имущественных интересов от претензий третьих лиц.
Эксплуатация морских и речных судов (грузовых, пассажирских, личных) связана с ответственностью перед членами экипажа, пассажирами и третьими лицами, а также за вред окружающей среде.
Востребованность страхования ответственности судовладельцев (СОС) обусловленаего высокой значимостью.
Подобная программа предназначена для владельцев любой формы собственности судов под флагом РФ, стран СНГ и иностранных держав.
Согласно российскому законодательству, судовладелец несет ответственность:
• перед третьими лицами, как собственник судна;
• перед экипажем и капитаном, как работодатель;
• перед клиентами по договорам транспортировки грузов, как перевозчик;
• по договорам эксплуатации судна.
Страховщики предлагают разные объемы рисков. По наиболее полному можно застраховать ответственность:
• перед физическими лицами;
• перед членами экипажа;
• за перевозку безбилетных пассажиров и беженцев;
• за столкновение с иными судами;
• за гибель и повреждение неподвижных и плавучих объектов, а также другого имущества, в т.ч. FFO;
• за загрязнение окружающей среды;
• за сохранность имущества, находящегося на застрахованном судне, т.ч. грузов;
• по договору буксировки судна;
• по общей аварии;
• за удаление последствий кораблекрушения;
• по штрафам;
а также
• расходы по уменьшению/предотвращению убытков;
• расходы по расследованию обстоятельств и судебные издержки;
• юридические и карантинные расходы;
• расходы по спасанию жизней людей;
• другие риски, которые приняты в международной практике.
Основной объект – обязательства судовладельца возместить ущерб, нанесенный:
• жизни и здоровью членам экипажа и третьим лицам, а именно расходы на лечение и восстановление трудоспособности, нарушенной в результате травм и заболеваний (отклонение от пути следования по причине необходимости оказания медицинской помощи, медицинские услуги и т.д.), а также расходы, связанные со смертью пострадавшего (репатриация, похороны);
• имуществу: грузам, судам, объектам на воде и суше (средствам навигационной безопасности, буровым установкам, причалам, кранам и т.д.);
• окружающей среде путем загрязнения нефтью, нефтепродуктами и любыми другими загрязняющими веществами.
Лимит покрытия определяется индивидуально в каждом конкретном случае.
Надежным партнером по страхованию станет тот страховщик, которые обладает надежной перестраховочной защитой, так как страховые суммы достаточно велики, и обеспечить их выплату из внутренних резервов страховщика представляется затруднительным.
В зависимости от финансовых ресурсов страховщика и перестраховщика-партнера устанавливается возможность увеличения лимита ответственности.
На сегодняшний день в мире действует порядка 70 клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев.
Наиболее крупные – в Англии, США, Норвегии, Швеции.
Каждый клуб ограничивает свою ответственность только тем риском, который определен правилами клуба.
Так, одни клубы защищают своих членов от убытков в случае столкновения с другими судами или плавучими/стоячими объектами, другие – вследствие порчи груза и т.д.
Страховщики же оформляют полис страхования от совокупности рисков, позволяя судовладельцам получить максимально полную защиту.
Другая отличительная особенность состоит в способе формирования страхового фонда.
В клубах взаимного страхования страховые резервы складываются из взносов участников.
Если по истечении страхового года (который, как правило, длится с 20 февраля текущего года до 20 февраля будущего) размер компенсаций превышает размер сборов, объявляется дополнительный сбор взносов.
Страховщики же не принуждают своих клиентов к дополнительной оплате своих услуг.
Страховая премия и порядок ее оплаты, а также лимит ответственности, период страхования и набор рисков определяются до подписания договора.
Т.о. заключая договор со страховщиком, клиент уверен в том, что ему не придется делать дополнительные взносы.
Если был причинен ущерб жизни или здоровью человека, то страховое возмещение складывается из:
• размера заработной платы, недополученной потерпевшим из-за потери трудоспособности;
• дополнительных расходов, которые требуются для восстановления здоровья потерпевшего;
• части заработка, которой лишились нетрудоспособные лица в результате смерти потерпевшего, состоявшие на его иждивении;
• расходов на погребение.
Если ущерб был причинен имуществу (другим судам, подвижным и неподвижным объектам, багажу, грузам и пр.), то страховую выплату составляют:
• размер действительной стоимости имущества в случае его полной гибели;
• размер расходов на приведение поврежденного имущества в состояние, соответствующее тому, какое было до повреждения;
• судебные издержки и расходы;
• расходы по уменьшению убытка;
• расходы по общей аварии, по подъему и удалению остатков кораблекрушения, по очистке акватории от разлитой нефти.
Регулирующие нормы разбросаны по целому ряду нормативно-правовых актов российского и международного права.
СОС делится на обязательное и добровольное.
Упоминания об этом виде страхования содержатся в Кодексе торгового мореплавания РФ (гл. XV, ст. 249, 258, 260, 323 - 325, 328, 333 - 336, 354, 364).
Согласно статьям 60 и 334 вышеуказанного Кодекса, обязательным является страхование ответственности за вред, причиненный окружающей среде опасными и вредными веществами, а также страхование заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа, а также их жизнь и здоровье во время исполнения ими трудовых обязанностей.
Вообще же, современное российское законодательство, в т.ч. экологическое, налоговое, создало массу препятствий для развития СОС, так как в нем отсутствуют четко прописанные нормы и правила.
По этой причине регулирование СОС осуществляется каждой страховой компании на основании внутренних правил, которые могут значительно разниться.