Договор Морского Страхования: от каких рисков нужно страховать яхту, судно, катер

Любой договор страхования – это гарантия финансовой стабильности в сложных, непредвиденных ситуациях.

Заключая его и уплачивая страховые взносы, человек получает уверенность в получении компенсации материального вреда в случае наступления страхового события.
И чем дороже объект страхования, тем актуальнее денежный вопрос.
Яхта, катер, пароход, морской лайнер и прочие суда являются дорогостоящими объектами материального мира.

Приобретая судно, человек планирует эксплуатировать его для собственных нужд, будь то частные прогулки по морским волнам или коммерческое использование (перевозка пассажиров или транспортировка грузов).
Тысячи напастей могут стать причиной значительных убытков, начиная от простоя и отмены рейса из-за выхода из строя какой-либо функциональной части и заканчивая гибелью судна.
Морское страхование позволяет значительно минимизировать потери или вовсе свести их к нулю. 

Страховые риски: какой выбрать?

Основные страховые риски, предлагаемые договором морского страхования, - это четыре больших группы, охватывающие почти все возможные события, связанные с эксплуатацией судна.

1. Гражданская ответственность перед третьими лицами
Судовладелец несет материальную ответственность перед третьими лицами.
Договор морского страхования позволяет перенести на плечи страховой компании компенсацию ущерба при нанесении вреда судам третьих лиц, плавучим и неплавучим объектам, жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Моторная и парусная яхта, эксплуатируясь, могут стать причиной повреждений имущества третьих лиц вследствие прямого столкновения.
С развитием судоходства моря, реки и прочие водоемы насыщаются плавательными средствами, порты оснащаются дорогостоящим оборудованием и сооружениями.
Все это повышает вероятность причинения ущерба.
Необходимость страхования гражданской ответственности особенно остро стоит перед теми судовладельцами, у которых в планах значится какая-либо регата или посещение акваторий с интенсивной навигацией.
Страхователь самостоятельно определяет сумму покрытия по рискам гражданской ответственности.
Обычно она не превышает $50 тыс.
Страховой тариф составляет порядка 1% от суммы покрытия.

2. Повреждения и гибель машин, оборудования и корпуса судна
В этом пункте фигурирует уничтожение, повреждение, гибель судна или его функциональных частей, исчезновение судна без вести, хищение или захват.
Причиной одного из этих событий может быть:
- случайность при судоходстве (сильный шторм, затопление, посадка на мель, столкновение с другим судном или каким-либо объектом, подводным, плавучим или недвижимым);
- пожар или взрыв на судне;
- стихийное бедствие (извержение вулкана, буря, ураган, наводнение, смерч, удар молнии, землетрясение, град);
- столкновение с летательным аппаратом или предметом, с него упавшим;
- противоправные действия третьих лиц (включая пиратство);
- столкновение с наземным объектом.

По согласованию сторон в договор страхования могут быть включены другие причины внезапного характера.
Природа их появления и место воздействия (верфь, порт, открытое море, яхт-клуб и пр.) могут быть весьма разнообразны.
Договор страхования тем дешевле, чем меньше рисков включено.
Так, многие отечественные судовладельцы предпочитают страховать только на случай полной гибели судна на воде.

3. Повреждение или утрата судна в период отстоя
Определяя размер тарифа, страховщик большое внимание обращает на степень риска, которому подвержено судно в период отстоя.
То есть условия хранения и стоянки в оба периода, навигационный и ненавигационный, имеют большое значение.
В российских реалиях парусная и моторная яхта, катер и любое другое судно подвержены вандализму и воровству.
Как показывает практика, основная масса страховых случаев в России приходится именно на период отстоя.
Суда страдают либо на причалах, либо на суше.
Сумев обеспечить максимально идеальные условия, вы сможете снизить размер страхового тарифа.
Лучшее место для хранения – оборудованный, круглосуточно охраняемый яхт-клуб, условия в котором полностью отвечают требованиям пожарной безопасности.

4. Повреждение или утрата судна в процессе его сухопутной транспортировки
При перевозке судна сухопутным транспортом яхта и катер могут подвергнуться нападению злоумышленников или получить повреждение корпуса из-за ДТП.
Ущерб, нанесенный на суше, может быть компенсирован по договору страхования, если вы включите этот пункт.

На каких условиях можно застраховать?

Страхователем может выступать любое юридическое или физическое лицо, являющееся владельцем судна.
Он выбирает перечень рисков, наличие франшизы, период и место действия страховки.
Если есть франшиза, то убытки от повреждения возмещаются в полном объеме только в том случае, если причиной стало крушение, посадка на мель, пожар, взрыв, столкновение с другим судном, общая авария.
Во всех остальных случаях убытки возмещаются при достижении определенного процента страховой суммы.
При полной фактической гибели, то есть при наличии значительных конструктивных разрушений и отсутствии возможности восстановления (в т.ч. при затоплении судна), убытки возмещаются без франшизы.
Под пропажей судна без вести понимается отсутствие сведений в течение трех месяцев.
Если же гипотетической причиной задержки поступления информации могли стать военные действия – шесть месяцев.
Любые условия страхования могут быть расширены, исключены, ограничены или изменены по требованию клиента.

Зачем нужно страховать?

Морское страхование – это защита ваших инвестиций.
Риск – неотъемлемая часть эксплуатации маломерных судов.
Снизить издержки от наступления нежелательных событий помогает договор морского страхования.
Груз, находящийся под ответственностью судовладельца, жизнь и здоровье пассажиров и экипажа, погрузочная техника и техническое состояние пирсов и доков, состояния окружающей среды – за нанесение ущерба любому из этих объектов с владельца спросят.
Финансовая сторона этого вопроса может больно ударить по бюджету.
Приобретя договор морского страхования, вы снимете с себя часть материальных обязательств, поделив их со страховой компанией.

Самый яркий пример – страховой иск, поданный одной судовладельческой компанией.
Ответчиком стала судостроительная компания Германии.
В результате катастрофы зафрахтованного танкера «М.Т. Амоко Кадиз», произошедшей у берегов Великобритании в 1978 г., в море вылилось 65 млн галлонов нефти.
Убыток компании был колоссален.
Суд назначил выплату компенсации в размере $2 млрд.
Германская компания выплачивает ее до сих пор.
Не повторить печальную историю судостроительной корпорации поможет приобретение договора морского страхования, ведь защита имущественных интересов владельцев судов – основная его цель.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить