- Полис ОМС стоит 5,1% вашей заработной платы. Зачем в «бесплатной» поликлинике платить деньги за то, что уже оплачено?
- Все ли обследования вы можете пройти в вашей поликлинике и бесплатно или вам приходится ехать по направлению в другую, но уже за деньги?
- Каждый «чих» в частной клинике – это несколько сотен. Сколько раз в год вы обращаетесь за медицинской помощью, и какова абсолютная величина стоимости вашего годового лечения?
- Всегда ли уверены в компетентности докторов и целесообразности назначаемого обследования или лечения?
- Удавалось ли вам оспорить решение врача, вернуть потраченные деньги и получить действительно качественное лечение?
- Уверены ли вы в том, что, нешуточно разболевшись и выпав на какое-то время из седла, вы сможете оплатить дорогостоящее лечение и получить первоклассную медпомощь?
- Знаете ли вы, почему договор страхования, расписанный на тридцати страницах и изобилующий медицинской терминологией, - скорее, показатель мошенничества?
- Как вы считаете, полис ДМС – это способ обхитрить платную клинику и получить много, заплатив мало, или гибкий инструмент инвестиций в собственное здоровье?
«Даром, наречие. 1. То же, что бесплатно. 2. Бесполезно, напрасно»
(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)
Медицинская помощь, оказанная бесплатно, зачастую бесполезна, а порой и вредна.
Следует ли с этим бороться?
И какой самый эффективный метод?
Ответы на эти вопросы предлагает Владимир Жаров, эксперт в сфере медицинского страхования, который, регулярно проводя мониторинг клиник и программ страхования, знает кухню изнутри.
Хваленая «бесплатность» советской медицины породила чудовищные отношения между пациентом и врачом, отголоски которых и по сей день громким эхом раздаются в муниципальных ЛПУ.
Так, чтобы вне очереди попасть на операцию (а не ждать полгода/год/два…), следует передать врачу конвертик.
Даже чтобы не сидеть в длиннющей очереди к терапевту и заставить его взглянуть на себя, как на человека, нужно обязательно прийти с шоколадкой (вином, коньяком или другим «спасибо»).
И все эти вливания происходят не в развитие клиники, а в улучшение благосостояния конкретного врача.
Оснащенность же ЛПУ остается на прежнем (не очень высоком) уровне.
Зато бесплатно.
Впрочем, можно и совсем даром.
Но тогда вовсе без чудес.
Врач легко проглядит критическое искривление позвоночника, или подмахнет направление на прокалывание носовых пазух при гайморите, тогда как аллергический синусит лечится совсем иными методами, или вовсе не заметит пары сломанных ребер после аварии…
В то же время даже эта бесплатная медицина – не бесплатна!
В 2013 г. в Фонд обязательного медицинского страхования каждый работодатель отчисляет 5,1% от фонда оплаты труда.
Конечно же, этих денег не хватает для ремонта лечебного учреждения, его оснащения современным оборудованием, закупки лекарственных средств и других затрат, необходимых для поддержания высокого уровня медицинского обслуживания.
Поэтому и состояние государственных клиник весьма плачевное. Улучшить его призваны платные услуги, когда те же самые деньги, что больной отдал бы лечащему врачу, отправляются в казну клиники и расходуются на ее нужды.
А как благодарите врачей вы за то, что уже оплачено из вашей зарплаты?
Полис ОМС гарантирует оказание минимальной медицинской помощи на общих началах в определенной клинике.
Дорогостоящие обследования, отдельные операции и индивидуальное размещение в стационаре не входят в перечень услуг, покрываемых этим полисом.
Как правило, застрахованный прикрепляется к клинике по месту жительства.
Второй, менее распространенный вариант, - по месту работы.
Помощь в ином ЛПУ оказывается в хозрасчетном порядке.
Согласно приказу Минздравсоцразвития от 26.04.2012 г., раз в год человек имеет право поменять поликлинику в пределах одного субъекта РФ, обратившись к главврачу с заявлением, полисом и паспортом.
На практике же такое происходит крайне редко.
Полис ДМС – инструмент гибкий, настраиваемый под нужды конкретного страхователя.
Так, одному требуется только поликлиническое обслуживание, другой же нуждается в стационарном лечении по ряду тяжелых заболеваний и возможности вызова скорой.
Страхователь сам выбирает ту клинику, к которой будет прикреплен, из списка клиник-партнеров страховщика, руководствуясь собственными критериями выбора.
По страховому договору клиент может быть прикреплен к нескольким лечебным учреждениям, потому что где-то может не быть необходимого оборудования, где-то – специалиста.
Вспомните, как часто вас отправляют из вашей «бесплатной» поликлиники на обследование в другую, «только там платно, потому что это другой район»?
Посмотрим на примере среднестатистической частной клиники Санкт-Петербурга.
Первичный осмотр врача – 1000 руб. Вторичный – на 25-30% дешевле.
Отдельной строкой – стоимость анализов (средняя стоимость 300-500 руб.), рентгена, УЗИ (1000+) и прочей диагностики.
Вызов скорой – 3500-5000 руб./час.
Один цикл лечения: первичный + повторный осмотр, два-пять анализов.
Итог – минимум 3300 руб.
Любая дополнительная опция (или сложный анализ) заметно увеличивает стоимость лечения.
Стоимость полиса, в перечень услуг которого включено амбулаторно-поликлиническое и стационарное лечение, а также вызов скорой помощи, начинается от 15 тыс. руб.
Чтобы стоимость полиса окупилась, достаточно всего пяти таких обращений или одного вызова машины скорой помощи и пары сложных курсов лечения.
А сколько раз в год вы обращаетесь за медицинской помощью?
Врачи частных клиник проходят тренинги по кросс-продажам, чтобы их деятельность приносила максимальную прибыль.
Потому вместо лечения банального ОРВИ больной может получить направления на обследования узкими специалистами, которые будут передавать клиента (именно клиента, а не пациента) из рук в руки.
Кстати, такую тактику стали перенимать доктора и государственных поликлиник, обслуживающие пациентов на хозрасчетной основе.
Кроме того, клиники заявляют очень высокую стоимость услуг, считая все по отдельности: первичный осмотр, забор анализов, сами анализы, составление листа назначений, обслуживание в манипуляционном кабинете и даже замер давления и пульса.
В погоне за деньгами клиники могут «расчленять» ничего не подозревающего пациента, обслуживая его правую часть по ОМС, левую – по ДМС.
Например, вы обратились с головной болью, а доктор, вместо того чтобы назначить анальгетик, отправляет на дорогостоящее МРТ, заподозрив опухоль.
Пациента пускают «по кругу», но далеко не всегда врачи ставят действительно правильный диагноз
Потому что воедино результаты исследований и анализов не собираются. Потому что клиническое мышление не уживается в атмосфере платной медицины.
Потому что доктор оперирует финансово емкими категориями.
Потому что ответственность в платных клиниках минимальна.
А вы всегда
Потому что воедино результаты исследований и анализов не собираются. Потому что клиническое мышление не уживается в атмосфере платной медицины.
Потому что доктор оперирует финансово емкими категориями.
Потому что ответственность в платных клиниках минимальна.
А вы всегда уверены в том, что врач действует, согласно клятве Гиппократа, а не в меркантильных интересах?
- В коммерческих ЛПУ зачастую отсутствует внутренний контроль.
Новомодное веяние – электронная история болезни.
В отличие от бумажного экземпляра, она более подвержена ошибкам (по недогляду, например), служебной халатности да и просто утере (поломка сервера, хакерская атака и пр.).
В отдельных клиниках история болезни хранится определенное время (год, два, три), после чего уничтожается.
Из-за подобных порядков зачастую становится сложным, а порой и невозможным доказать в суде наличие или отсутствие какой-либо услуги. И без того низкий уровень ответственности частных клиник сводится практически к нулю.
Если же пациент обслуживается в клинике по полису ДМС, контроль качества осуществляет страховая компания.
Как это происходит? Пациент записывается на прием (через службу ассистанса или напрямую через ресепшн клиники), ему оказывается помощь (обследование, анализы, лечение), счет за лечение клиника выставляет страховой, страховая на основании предоставленных данных проверяет правильность счета и погашает его.
Так как услуги клиники оплачивает страховщик, он кровно заинтересован в корректности получаемых сведений.
В случае обнаружения подлога или оказания лишних услуг (ненужные обследования, избыточные анализы, неправильно назначенное лечение), именно страховщик подает иск в суд, отстаивая свои финансовые интересы и интересы страхователя.
Такой подход дает пациенту дополнительную гарантию в качестве медицинского обслуживания.
Проверку осуществляет человек с медицинским образованием, имеющий четкие представления о методах и способах диагностики и лечения.
А вам часто ли удавалось оспорить корректность назначаемого лечения или обследования?
- ДМС – убыточный вид страхования, и не важно, идет ли речь о корпоративном страховании или страховании физиков, то есть частных клиентов.
Давайте разберемся, почему?
Согласно Закону«О медицинском страховании граждан в РФ», лимит страхового покрытия по полису ДМС не может быть установлен.
Что это означает для пациентов?
Вы можете приобрести полис за $500, а получить лечение общей стоимостью на порядок выше.
И ни один страховщик не вправе требовать возврата части средств под предлогом превышения лимита.
Конечно, речь идет об услугах, оговоренных договором страхования.
За все прочие придется-таки платить наличными.
Также в договоре не может быть прописано количество обращений.
Вы можете воспользоваться страховкой всего один раз или же ходить в клинику каждый месяц.
Вы платите один раз – при заключении договора.
Соответственно, о заработке не идет и речи
Немногим страховщикам удается удержать ДМС в рамках окупаемости.
В большинстве случаев, страховщики используют этот вид страхования в качестве имиджевого, не жалея средств.
- Для начала следует определиться, что такое «дешевый полис».
Если страховщик уверяет вас, что за $100 на вас начнет сыпаться манна небесная, следует критически отнестись к сладкоголосому пению.
Стоимость полиса складывается из нескольких слагаемых: состояния здоровья пациента, списка услуг (амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стационар, стоматология, скорая и неотложная помощь), списка медучреждений (государственные и частные ЛПУ, узкоспециализированные диагностические и лечебные центры).
Спектр услуг по дешевому полису весьма скуден.
Впрочем, если у вас крепкий иммунитет, нет хронических заболеваний и проблем со здоровьем, то такой вариант уместен.
В то же время следует отдавать себе отчет в том, любое более-менее серьезное недомогание обернется значительными тратами из собственного кошелька.
Покупка самой дорогой программы оправдана в том случае, если у вас есть ряд нерешенных вопросов со здоровьем, и вы точно знаете, что будете использовать медицинскую помощь в указанных в договоре объемах.
Так вы получите абсолютную гарантию качественного медицинского обслуживания в любой, даже самой сложной, ситуации.
А вы уверены в том, что, нешуточно разболевшись, получите первоклассную, дорогостоящую медпомощь?
- Договор страхования должен содержать сведения о клиниках, к которым прикрепляется пациент, список страховых событий и исключений из них.
Он не должен изобиловать медицинскими подробностями: клиент должен без медицинского словаря понимать, о чем идет речь.
Если в договоре прописаны нестраховые случаи, убедитесь, что такие состояния несущественны для вас.
За дополнительную плату можно расширить любую страховую программу по своему усмотрению.
Правда, купить можно не все.
Так, лечение психиатрических и венерических болезней, а также туберкулеза и сахарного диабета проводится в муниципальных клиниках.
Или частных, но за отдельную плату.
В рамках ДМС можно лишь диагностировать заболевание.
Мне ежедневно доводится общаться с теми людьми, которые хотят купить полис ДМС, но не знают, с какого боку подойти.
Именно это общение, а не академические знания и рекламные брошюры, позволяют мне утверждать, что мне точно известны вопросы, ответы на которые помогут нам подобрать лучшую для вас программу.
Я бы порекомендовал каждому, кто ищет выгодный полис ДМС, помнить о том, что страхование – это не хитрый способ получить много, заплатив мало, а инвестиции в свое здоровье.
Полис ДМС – это инструмент обеспечения спокойствия и уверенности.